Корабль клипер - скоростной родоначальник торгового флота

Корабль клипер является синонимом торгового корабля. В 1840-х годах американские кораблестроители создали новый вид торгового флота, чтобы ускорить перевозку грузов через океанические воды. Эти исторические корабли были позже подхвачены английскими кораблестроителями, и корабль-клипер стал известен практически во всем мире. Благодаря своей скорости и быстроте при доставке груза к месту назначения, корабль-клипер произвел революцию в водном транспорте.

Корабль клипер

Термин «клипер», скорее всего, происходит от английского глагола «clip», который в прежние времена означал, среди прочего, бегать или летать быстро. Драйден, английский поэт, использовал слово «clip», чтобы описать быстрый полет сокола в 17-м веке. Казалось, что корабли скользили по океанской воде. Термин «clip» стал синонимом слова «скорость» и также применялся к быстрым лошадям и парусным кораблям.

Клипер часто путают с винджаммером, но это разные типы кораблей. Клиперы были оптимизированы только для скорости и для перевозки дорогостоящих грузов в небольших количествах, таких как чай, специи или опиум; windjammer (винджаммер) - это большое парусное судно, которое, хотя и имеет большую площадь паруса, напротив, оптимизировано под грузоподъемность, простоту обработки и перевозку дешевых грузов, таких как зерно, удобрения или пиломатериалы. Принимая во внимание, что у клиперов очень короткий срок службы - большинство из них были списаны после двух десятилетий службы, - у винджаммеров может быть пятьдесят или более лет срока службы, и несколько винджаммеров все еще сегодня используются в качестве учебных кораблей.

Модель корабля винджаммер

Самым важным аспектом корабля-клипера была скорость, и он был построен таким образом, чтобы повысить скорость и помочь владельцам перевозимых грузов получать больше прибыли. Корабль-клипер имел три мачты с квадратными парусами, покрывающими всю свободную область на мачте. Эта уникальная комбинация мачты и паруса также позволила кораблю-клиперу обрести огромную популярность, которой он пользовался в середине и конце 19-го века. Учитывая их скорость и маневренность, клиперы часто устанавливали пушки или карронады и использовались для пиратства, перевозки контрабанды или запретных грузов.

Корабль-клипер предлагал своему капитану и экипажу скорость передвижения по водным просторам более 250 миль в день, в то время как другие обычные корабли путешествовали со средней скоростью 150 миль в день. В те дни преодоление 250 морских миль в день - это был действительно долгий путь. На самом деле, даже происхождение элегантной конструкции корабля-клипера является следствием медленного передвижения по воде в те времена: первый и другие самые быстрые корабли доставившие китайский чай текущего сезона на золотые пески Калифорнии обычно могли получить более высокую цену за перевозку своих грузов, чем корабли прибывшие за ними.

По размерам каждый клипер был различен. Их тоннаж составлял от нескольких сотен до 18 тонн. Тонны в случае веса этого судна означали количество тонн вина, которое корабль мог нести, а не эквивалентный вес судна в фунтах. И в случае корабля-клипера, было очень важно отметить тоннаж, потому что судно было спроектировано для более быстрого передвижения по водам и накапливание лишних грузов привело бы к тому, что владелец потерял бы не только драгоценный груз, а также целый корабль, в случае опрокидывания судна.

Американский корабль клипер flying cloud - Летящее облако

Среди широкого спектра скоростных кораблей-клиперов, которые доминировали в эту эпоху, было немало известных, которые заняли свое место на страницах истории судоходства. Из этих известных кораблей-клиперов модель судна "Flying Cloud" - Летающее облако, которое было спущено на воду в американских водах в 1851 году и было очень важным кораблем-клипером, поскольку он совершил путешествие между Нью-Йорком и Сан-Франциско за 89 дней - зафиксировав рекорд. «Молния» была кораблем-клиппером, одним из последних действительно крупных кораблей этой конструкции построенных в Соединенных Штатах, он преодолел путь из Нью-Йорка в Ливерпуль (5235 км) за 13 дней 19,5 часов и прошёл 436 миль (702 км) за 24 часа.

Но помимо этих двух клиперов, следует упомянуть еще один замечательный чайный клипер. Катти Сарк был кораблем-клипером, построенным в 1869 году. Это был последний корабль-клипер, который сохранился до наших дней и сейчас хранится в сухом доке в Гринвиче - Лондон. Самая большая привлекательность этого корабля - это последний оригинальный корабль, который все еще можно увидеть в физической форме, так как он стал музеем.

Корабль клипер

До начала 18-го века, когда китайский император решил ввести эмбарго на европейские промышленные товары и потребовал оплату за все китайские товары серебром, цена выросла, ограничив свободную торговлю. Ост-Индская компания начала производство опиума, который были нужны китайцам так, как чай был нужен британцам. Это оказало значительное влияние как на Индию, так и на Китай. Опий был также импортирован в Великобританию и не был запрещен, потому что он, как тогда думали, был полезен с медицинской точки зрения. Лауданум (лат. Laudanum - опийная настойка), который был сделан из опия, также использовался в качестве болеутоляющего средства, чтобы вызвать сон и подавить беспокойство. Знаменитые литературные опиумные пристрастия были у Томаса Де Куинси, Сэмюэль Тейлора Кольриджи, Уилки Коллинза и др. Район Лаймхаус в Лондоне славился своими опиумными логовами, многие из которых обслуживали как китайских моряков, так и английских наркоманов.

Снижение использования клиперов началось с экономического спада после финансовой паники в Соединенных Штатах, вызванной снижением мировой экономики 1857 года и продолжилось с постепенным введением парохода. Хотя клиперы могут быть намного быстрее, чем ранние пароходы, они зависели от капризов ветра, в то время как пароходы могли придерживаться графика. Корабли разработанные в это время имели вспомогательные паровые двигатели, которые могут быть использованы при отсутствии ветра. Примером может служить «Ройал Чартер», построенный в 1857 году и потерпевший крушение на побережье Англии в 1859 году. Последним ударом стал Суэцкий канал открытый в 1869 году, что обеспечило отличный путь для пароходов между Европой и Азией, но был затруднительным для использования парусными судами.

Современная скоростная яхта мальтийский сокол, наглядный пример наследия клиперов

Корабль-клипер был пионером водного транспорта в 1800-х годах и даже сегодня занимает очень важное место в развитии способа транспортировки. После промышленной революции и после того, как мир начал модернизироваться, появились пароходы и другие высококлассные корабли, которые значительно облегчили жизнь людям, которые хотят испытать водный транспорт - как для себя, так и для своего груза. Но даже в разгар этих разработок и преобразований доля и вклад клиперов в водном транспорте - это то, что заслуживает огромного признания у всего мира.

0


Добавить комментарий

Оставить комментарий