История кораблей - от создания первых до больших современных

Корабли, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время, представляют собой большие, прочные и самоходные суда, которые используются для круизов, путешествий, перевозки грузов через моря и океаны. Появившись не так много веков назад, нынешний корабль прошел бесчисленные трансформации, чтобы стать тем, чем он является сегодня.

Круизный корабль от MSC Cruises, является судном следующего поколения мирового класса, вмещающее до 7000 гостей.

Первые известные суда датируются появлением около 10000 лет назад, но не могут быть описаны как корабли. В древние времена люди использовали плоты, бревна из бамбука, связки тростника, наполненные воздухом шкуры животных и покрытые смолой корзины сплетённые из веток, чтобы пересечь небольшие водоемы. Точнее говоря, первое судно было простой рамкой из палочек, скрепленных вместе и искусно покрытых сшитыми шкурами.

Эти лодки могли легко переносить большие и тяжелые грузы. Вы могли видеть примеры таких древних лодок у индейцев на североамериканских равнинах, байдарках инуитов и британских островитян. Еще одной древней лодкой была Однодеревка (долблёнка) - выдолбленная из бревна и заостренная на концах. Некоторые из них были длиной до шестидесяти футов. Попытаемся слегка окунуться в историю кораблестроения и узнать, как они превратились в то, чем они являются сейчас.

Лодки и корабли

Корабли и лодки

Лодка- является понятием охватывающим широкий диапазон типов и размеров. Корабли, также различаются, в том числе, корабли отличаются и от лодок, по их большему размеру, форме, грузоподъемности, вместимости пассажиров и их способности нести на своём борту лодки. Маленькие лодки обычно находятся на внутренних водных путях, таких как реки и озера, или в защищенных прибрежных районах. Однако некоторые лодки, такие как китобойный катер, предназначались для специального использования на территориях с особой средой. В современных военно-морских терминах лодка - это достаточно маленькое судно, чтобы его можно было перевозить на борту корабля. Существуют и аномальные определения, такие как подводные лодки и другие.

Лодки различаются по пропорциям и методам строительства в зависимости от их предназначения, используемых материалов или местных традиций. Каноэ использовались с доисторических времен и продолжают использоваться во всем мире для транспорта, рыбалки и спорта. Рыбацкие лодки сильно различаются по стилю, частично в соответствии с местными условиями. Прогулочные суда, используемые в прогулочных лодках, включают гребные лодки, понтонные лодки и парусные лодки. Плавучий дом - могут быть использованы для отдыха или длительного проживания. Лихтеровозы, используются для доставки груза на большие суда, которые не могут приблизиться к берегу. Спасательные шлюпки имеют функции спасения и безопасности.

Лодки могут приводиться в движение с помощью силы (например, гребные лодки и катамараны), ветра (например, парусные) и двигателя (включая бензин, дизельное топливо, и электричество).

Корабль - большое судно, которое путешествует по миру, океану и другие достаточно глубокие водные пути, с целью перевозки пассажиров, грузов, или в поддержку специализированных миссий, таких как оборона, исследования и рыболовство. Исторически, «корабль» был парусным судном, по крайней мере, с тремя мачтами квадратной оснасткой и полным бушпритом. Корабли обычно отличаются от лодок по размеру, форме, грузоподъемности и назначению.

Корабли были важными участниками миграции и торговли людьми. Они поддерживали распространение колонизации и работорговли, но также служили научным, культурным и гуманитарным потребностям. После 15-го века новые зерновые культуры, которые поступили из и в Америку через европейских моряков, внесли значительный вклад в рост мирового населения.

Судоходный транспорт отвечает за большую часть мировой торговли. По состоянию на 2016 год насчитывалось более 49000 торговых судов.

Использование и изобретение весла

С веслом в руках

Древняя морская история делает довольно интересным исследование силы и инстинктов выживания человечества в целом. Например, в древние времена простое весло не использовалось. Вместо этого люди использовали свои руки, чтобы грести на своих крошечных лодках или перемещали плоты, отталкиваясь шестами от дна реки.

Постепенно, используя творческие инстинкты и изобретательность, человек взял плоскую доску, а позже перепроектировал её, сточив с одной стороны и оставив расширение на второй. Таким образом, было разработано весло для использования в более глубоких водах. Позже, конструкция была снова гениально преобразована и превратилась в весло, которое установлено на обоих сторонах лодки.

Изобретение парусов

Мальтийский сокол - одна из самых больших парусных яхт

Паруса, тема заслуживающая отдельного внимания и статьи, однако без их упоминания проследить историю кораблей невозможно. Изобретение паруса стало величайшим переломным моментом в истории морской индустрии. Паруса заменили действие человеческих мышц, а парусные лодки могли отправляться в дальние поездки с более тяжелыми нагрузками. Суда использовали квадратные паруса, которые лучше всего подходили для движения по ветру.

Другие виды парусов, Косые паруса и такие как Блупер, Генакер, Спинакер, Толлбой и пр. были разработаны позже. Известно, что египтяне были первыми кто положил развитие передовых парусных грузовых судов. Они были сделаны путем скрепления и сшивания небольших кусочков дерева. Эти грузовые суда использовались для перевозки огромных каменных колонн для строительства памятников.

История появления и преобразования кораблей

Парусное судно древних египтян

Паруса из древнего Египта изображены на рисунках около 3200 г. до н.э., где тростниковые лодки плыли вверх по течению против течения реки Нил. Примерно в то же время древние шумеры использовали парусные лодки квадратной оснастки, считается, что они установили морские торговые пути далеко у долины Инда. Детали такелажа датируются приблизительно 3000 г. до н.э. , когда эта группа начала свою тихоокеанскую экспансию.

Археологические исследования керамики кукутской и трипольской культур показывают использование парусных лодок с шестого тысячелетия до нашей эры. Раскопки убайдского периода (ок. 6000–4300 до н.э.) в Месопотамии являются прямым доказательством наличия парусных лодок. Греки и финикийцы начали торговать на кораблях около 1200 г. до н.э.

Финикийцы и их вклад в кораблестроение

Парусное судно древних Финикийцев

Самым старым обнаруженным корпусом судна, являются останки кораблекрушения финикийского корабля позднего бронзового века Улу-бурун, у побережья Турции, построенного в 1300 году до нашей эры. История кораблей никогда не бывает полной без упоминания финикийцев. Они заслуживают особого упоминания, поскольку весьма вероятно, что они были пионерами деревянных парусных судов, которые должны были ходить в открытом море столетия спустя.

Финикийцы изготавливали галеры с парусами и веслами, обеспечивающие передвижение вокруг Африки. По мере того как камбузы становились больше, в соответствии со спецификациями и требованиями, гребцы располагались на двух уровнях. Греки и Римляне их называли биремами. Они также построили триремы, представляющие собой камбузы с тремя рядами весел.

Древнегреческие корабли

Греческий Трирем

Наш сайт ориентирован на путешествия по Греции и мы не можем обойти историю, очарование и привлекательность греческих кораблей древних времен. Поскольку страна разбросана по морю, морской транспорт с древних времен был основным источником передвижения для греков. Характерные черты и важность древних кораблей страны можно объяснить и развить следующим образом:

Греческие корабли в основном использовали весла, чтобы обеспечить более быстрое движение судна по воде. Тем не менее, было основное различие, что только военные корабли использовали весла, в то время как корабли, используемые в качестве торговых кораблей, имели паруса. Греческие корабли, используемые для целей войны назывались Пентеконтор. Два из самых известных военных кораблей, используемых греками, - это Триремы, которые принесли им победу в войне против персов (Битва при Саламине) в 480 году до н.э., и Бирема, во время их войны против Трои в 1250 году до нашей эры. Бирема и трирем названы так в честь множества весл, используемых для продвижения кораблей вперед. В случае с первым военным кораблем на обеих сторонах корабля было два набора весел. Во втором типе весла были расположены в три ряда на каждой стороне корабля.

Еще одна особенность древних кораблей Бирема заключалась в том, что одна сторона корабля была частично поднята, т.е. использовалась концепция переоборудования. Это было сделано в первую очередь для того, чтобы не произошло столкновения между двумя наборами весел. Говорят, что количество людей, занятых для гребли корабля в Биреме, составляет около 120 - 60 с каждой стороны. Гребцов на Триреме было около 90 с каждой стороны корабля. Скорость трирема составляла около 14 узлов, что является неплохой скоростью для кораблей той эпохи. Кроме того, трирем был оснащен арсеналом для борьбы с противником, а не пехотой, для ведения борьбы с врагом.

Греческая Бирема протаранивает вражеское судно

У Бирема был выступ чтобы уничтожить вражеский военный корабль и если возникала такая необходимость, то вражеский корабль мог быть протаранен. Интервал между использованием Бирема и Трирема составляет около 800 лет. Это эффективно доказывает аспект развития греческих кораблей древности.

Другой разновидностью древних кораблей Греции является Квадрирема. Эти древнегреческие корабли имели набор из пяти рядов весел и были построены на более широкой стороне, чтобы обеспечить им полную защиту от штормов и штормовых ветров. По сравнению с предыдущими двумя разновидностями, Квадрирема не использовались так популярно, хотя их появление было примерно в то же время - в течении 400 г. до н.э. Наиболее важной и примечательной особенностью Квадрирема было то, что он покрыт свинцом, чтобы защитить его от проколов и уничтожения вражескими кораблями.

Корабли в истории Греции уже около 100 веков о чём свидетельствуют случаи подъема и восстановления нескольких греческих кораблей древних времен. Древние корабли Греции изображают успех, который страна имела против своих конкурирующих стран, и последующее формирование мировой сверхдержавы той эпохи.

Типы кораблей в древней морской истории

Модель корабля Хальк

История кораблей рисует образы, интриги и изумления от опытного и усердного мастерства древних моряков. Средневековые корабли были построены с использованием каравельной обшивки встык или вгладь, с симметрично заостренными носовой и кормовой частями, что относится к методу крепления досок встык железными заклёпками. При такой постройке, корма и нос корабля были не такие острые как при килевой конструкции, однако, увеличивался внутренний объём судна. Конструкция встык, была адаптирована из более ранних вариантов клинкерного перекрытия - внакрой (внахлёст), чтобы сделать судно водонепроницаемым.

Ирландцы в средневековье владели более совершенными судами, такими как ирландский Куррах. У них были деревянные рамы и покрытый шкурой плетеный корпус. Предполагается, что эти древние суда были оснащены съемными мачтами, оснащенными примитивными парусами. Позже в 13-15 веке популярным судном был Гукор или традиционный ирландский Голуэй-гукер (Galway hooker), получивший такое название от местности, которой он происходит.

Ирландский Куррах

К 1000 году нашей эры знаменитые корабли викингов драккары и кнорры могли совершить путешествие в Средиземное море. Драккар (Drakkar или dreki), «дракон» - это тип корабля из тридцати комнат и больше, которые известны только из исторических источников, таких как сага Генгу-Хролфа 13-го века. Здесь корабли описаны как самые необычные, элегантные, богато украшенные и используемые теми, кто совершал набеги и грабежи. Эти корабли отличались резьбой грозных зверей, таких как драконы, змеи и другие фигуры носимые на нос корабля. Эти корабли были шире и имели более продвинутый дизайн ступенчатой мачты. Кнорры (Knarr) представляли собой тип скандинавского торгового судна используемого викингами. Кнорры были построены по клинкерной технологии Длинных кораблей - специализированных военных судов викингов, которые имеют долгую историю в Скандинавии.

Хольк 

К 800 г. н.э., альтернативная форма северо-европейской конструкции корабля, Хольк (известный так же как хульк или хальк) вошла в моду. Термин «hulc» упоминается в период с 8-10 века, тогда это было одномачтовое судно, с одним прямым парусом, небольшого размера. Хольк - технологический предшественник Каракка и каравеллы. Хольк, по-видимому, был относительно небольшим типом парусного судна, свойственного странам Европы, где он, вероятно, использовался главным образом в качестве речной или канальной лодки, с ограниченным потенциалом для прибрежных круизов. Его структура была конусообразной формы с обшивкой в виде обратного клинкера, когда доски находятся внахлёст, вытягиваются по бокам и сужаются на носу и корме. Утрехтское судно является наглядным примером унаследовавшим конструкцию и форму Холька.

Флот средневекового Кита

В Китае миниатюрные модели кораблей с рулевыми веслами датируются периодом около 475-221 гг. до н.э.). При династии Хань, ухоженный военно-морской флот был неотъемлемой частью вооруженных сил. Находящиеся в кормовой стойке штурвалы стали появляться на моделях китайских кораблей, начиная с 1-го века нашей эры. Корабельные технологии развивались до такой степени, что к средневековому периоду уже были разработаны водонепроницаемые отсеки.

В 1 веке н.э. жители Нусантаранского архипелага уже сделали большие корабли, называемые K'un-lun po (или K'un-lun bo) длиной более 50 метров и высотой 4-7 м над водой. Они могли перевозить 700-1000 человек и 260 тонн груза. У них было 4-7 мачт и способность ходить против ветра с использованием наклонных прямоугольных парусов. Греческий астроном Клавдий Птолемей, около 100 г. н.э. в своей работе «География» писал, что огромные корабли пришли с востока Индии. Это также было подтверждено анонимной работы под названием Periplus Marae Erythraensis. Оба упоминают тип корабля под названием kolandiaphonta, который может быть переводом китайского слова K'un-lun po.

Флот Мали

Историки утверждают, что в своем расцвете империя Мали построила большой военно-морской флот под руководством императора Манса Мусы в конце 13-го и начале 14-го века. Некоторые арабские источники описывают визит в Новый Свет флота Мали в 1311 году.

До Ренессанса навигационные технологии оставались сравнительно примитивными. Это отсутствие технологий не помешало некоторым цивилизациям стать морскими державами. Примерами могут служить морские республики Генуя и Венеция, Ганзейский союз и Византийский флот. Викингах использовали свой Кнорр, чтобы исследовать Северную Америку, торговать в Балтийском море и грабить многие из прибрежных районов Западной Европы.

К концу 14-го века корабли, подобные карраку, начали развивать башни на носу и корме. Эти башни снизили устойчивость судна, и в 15-м веке, каравелла, спроектированная португальцами на основе арабского кариба, стала более широко использоваться. Башни были постепенно заменены на кубрики и конструкции на корме судна, как в каракке Санта-Мария, корабль Христофора Колумба. Этот увеличенный надводный борт позволил сделать еще одно нововведение: освободить корму и связать с ним артиллерию. В 16 веке использование надводного борта стало широко распространено на галеонах.

Корабль Санта Мария, Кристофора Колумба

В это время корабли развивались в Азии так же, как и в Европе. Япония использовала оборонительные военно-морские приемы во время нашествия монголов в Японию в 1281 году. Вероятно, монголы того времени пользовались преимуществами как европейских, так и азиатских технологий судостроения. В течение 15-го века, в Китайской династии Мин был собран один из самых больших и самых мощных военно-морских флотов в мире для дипломатических и силовых курсов в Чжэн Хэ.

Считается, что в 14 веке на побережье Западной Африки была большая армада кораблей. Это подтверждается самим ибн Баттутой (известный арабский путешественник), который вспоминает несколько сотен малийских кораблей у побережья. Это привело к большим спекуляциям с историческими свидетельствами того, что малийские моряки, возможно, достигли побережья доколумбовой Америки под властью Абубакари II, почти за двести лет до Христофора Колумба, и что черные торговцы, возможно, были в Америке до Колумба. За пятьдесят лет до Христофора Колумба, китайский навигатор Чжэн Хэ, путешествовал по миру возглавляя то, что было для того времени огромной армадой. Самый большой из его кораблей имел девять мачт, длину 130 метров и ширину 55 метров. Его флот перевозил 30000 человек на борту 70 судов с целью прославить китайского императора

В Японии в 15-м веке был разработан один из первых в мире железных корпусов, «Атака-буне», буквально означающий «железный корабль». В Японии в эпоху Сэнгоку с 15 по 17 век господство держали, прибрежные флоты из нескольких сотен кораблей, включая Атака-буне. В Корее, в начале 15-го века, в эпоху Чосон, был разработан «Geobukseon» - «Корабль-черепаха», как его называли, признан первым бронированным кораблем в мире.

Японский «Geobukseon» - «Корабль-черепаха»

В Эпохе Аджуран (сомалийский клан), в сомалийских султанатах и республиках в Мерка, Могадишо, Барава, Хобьо и их соответствующие порты процветали, наслаждаясь прибыльной внешней торговлей с судами, направляющимися из/в Аравии, Индии, Венеции, Персии, Египта, Португалии и даже Китай. В 16 веке Дуарте Барбоза отметил, что многие корабли из Королевства Камбайя в современной Индия заходили в Могадишо с тканью и специями, за что получали взамен золото, воск, слоновую кость и пр., что принесло торговцам огромное богатство.

Каракка, а затем каравеллы были разработаны в Португалии. Каракка был действительно одним из больших парусных кораблей. Он берет свое начало в Генуе и имеет дизайн трех средиземноморских судов, предназначенных для торговли в северных направлениях и в Бискайской бите. Каракка был практически построен из карвела, - типа конструкции, которая использовалась как на кораблях, так и на каркасных судах. В этой конструкции доски устанавливаются встык, а не перекрываются. Фактически, каракка был первым кораблём, который использовал полностью скелетную конструкцию с обшивкой, обрамленной ребрами на всем пути к килю.

Корабль Индевор, Джеймса Кука

После Колумба европейские исследования быстро ускорились, и было создано много новых торговых путей и кораблей. В 1498 году, достигнув Индии, Васко да Гама доказал, что доступ к Индийскому океану из Атлантики возможен. За этими исследованиями в Атлантический и Индийский океан вскоре последовали Франция, Англия и Нидерланды, которые исследовали португальские и испанские торговые пути в Тихий океан, достигнув Австралии в 1606 году и Новой Зеландии в 1642 году.

В 17 веке голландские и испанские исследователи, такие как Абель Тасман и Луис Ваз де Торрес, исследовали побережье Австралии, в то время как в 18 веке британский исследователь Джеймс Кук сделал карту большей части Полинезии совершив свою первую экспедицию на судне «Индевор» — небольшое судно, принадлежащее к классу так называемых «угольщиков» (использовались для перевозки угля), с характерно малой осадкой, переоборудованное специально для экспедиции.

В течение первой половины 18-го века военно-морской флот Франции начал разрабатывать новый тип судна, известного как линейный корабль с семидесятью четырьмя орудиями. Этот тип корабля стал основой всех европейских боевых флотов. Длина этих кораблей составляла 56 метров, и для их строительства требовалось 2800 дубов и 40 километров веревки, они несли команду около 800 моряков и солдат.

Модель корабля Клиппер

В течение 19-го века Королевский флот ввел запрет на работорговлю, который действовал, чтобы подавить пиратство, и продолжал наносить на карту мир. В этот же период появляется такой класс быстроходного судна как Клипер. Это был очень быстрый корабль 19-го века. Корабль Клипер - это был класс который лёг в основу серийного производства, а со временем был преобразован из парусного в паровое судно учавствующее в открытии Суэцкого и Панамского каналов.

Конструкции кораблей оставались практически неизменными до конца 19 века. Промышленная революция, новые механические методы тяги и способность конструировать корабли из металла вызвали фурор в конструкции кораблей. Эти факторы, в том числе стремление к созданию более эффективных кораблей, прекращение длительных бесполезных морских конфликтов и возросший финансовый потенциал промышленных держав, создали лавину более специализированных лодок и кораблей.

В конце 19 века начали появляться корабли, построенные для совершенно новых функций, таких как пожаротушение, спасение, исследования и т.д. В свете этого классификация судов по типу или функции может быть затруднена. Даже использование очень широких функциональных классификаций, таких как рыболовство, торговля, военное дело и разведка, не позволяет классифицировать большинство старых кораблей. Эта трудность усугубляется тем фактом, что такие термины, как шлюп, фрегат, крейсер и др. используются как старыми, так и новыми кораблями, и часто современные суда имеют мало общего со своими предшественниками.

0


Добавить комментарий

Оставить комментарий