Носовые фигуры корабля - история, значение и фото фигур

История кораблестроения восходит к средневековым временам, когда парусные лодки создавались путем соединения деревянных досок. С тех пор процесс строительства корабля стал свидетелем огромных преобразований, в конечном итоге строительство современных суперяхт и круизных лайнеров. Однако даже в наше время строительство судна остается очень сложным и длительным процессом, который включает в себя несколько интересных этапов производства - от укладки киля до крещения. Среди них украшение, особенно роскошных круизных судов в наши дни, представляет собой один из увлекательных элементов кораблестроения. Тем не менее, с первых дней кораблестроения наблюдалось огромное присутствие различных видов украшений и резьбы на судах, включая гальюнные фигуры - носовые фигуры кораблей.

Носовая фигура корабля

Носовая фигура корабля, которая была популярна между 16 и 20 веками, представляет собой резное деревянное украшение, расположенное на носу судов. Корабельные фигуры были основным моментом древнего кораблестроения и архитектуры вплоть до их избыточности из-за событий в судостроении и архитектуре. Тем не менее, эти украшения можно рассматривать как заслуживающие внимания реликвии морской истории. Изготовленное в основном из дерева, носовая фигура корабля заметно представляла фронтальную часть сосуда, способствуя особой идентичности самого судна. Реальный мотив размещения резной фигуры на носу судна остается неясным. Но это подтвержденный факт, что эти украшения исторически использовались с убеждением, что эти "иконы" имеют сильное магическое или религиозное значение.

Происхождение и использование носовых фигур корабля

Происхождение носовых фигур или любого подобного украшения восходит к тысячелетиям, вплоть до древних греков или даже выше. Сообщается, что самое раннее использование деревянной статуи было совершено финикийцами, а затем египтянами, хотя фактические годы неизвестны. Использование носовых фигур, как сообщается, вошло в общую практику с галеонами, которые использовались с 15 по 18 века. От финикийцев и египтян традиция перешла на восток и к европейцам, в период расцвета 13-го века, вплоть до последних откликов традиции в начале 20-го века. Именно в эти времена фактическое назначение носовых фигур начало слегка изменяться. А в эпоху барокко тщательно продуманные фигуры были обычной картиной на кораблях высокого ранга.

Согласно историческим документам, на кораблях, построенных древнеми греками, использовались фигуры в виде глаза по бокам судна, а позже римляне переняли эту идею, поставив носовую фигуру на нос судна. Архитектурная утонченность резчиков по дереву и вытекающая из этого красота носовых фигур привели к тому, что они стали самостоятельным объектом, у которого защита была единственным предназначением. Для неграмотных и необразованных моряков носовые фигуры кораблей стали псевдонимом судна. Таким образом, во многих случаях суда стали идентифицировать, помечать и узнавать их по фигурам, а не по их названию. Аналогичным образом, носовые фигуры на кораблях ВМФ должны были показать богатство и мощь владельца.

Носовые фигуры были резным изображением духа корабля в форме людей, зверей или мифологических фигур. Фактически предполагаемая предпосылка включения носовых фигур египетских и финикийских моряков, точной копии святых птиц и лошадей, соответственно, заключалась в обеспечении абсолютной защиты судна и его команды. Зубастые и глазастые фигуры драконов, используемые на кораблях викингов, они были нацелены на защиту судна от злых духов, в то время как использование голов кабанов у древних греков должно было символизировать острое зрение и свирепость. Тем временем римляне использовали резьбу, чтобы изобразить доблесть в битве.

С другой стороны, резные деревянные формы драконов, дельфинов, змей и быков были наиболее распространенными фигурами кораблей северных европейцев. В 13-ом столетии северные европейцы использовали лебедя как носовую фигуру, чтобы символизировать изящество и подвижность. Позже лев на английских кораблях и фигура частично одетой женщины стали самыми распространенными фигурами во всем мире.

носовая фигура в виде ястреба

Очень популярное представление о носовых фигурах заключается в том, что их изображали в соответствии с распространенными анекдотами о море. Например, носовая фигура обнажённой леди представляла собой предложение океанам умиротвориться. Это противоречило общепринятому суеверию моряков, согласно которому женщины на судах могут отвлекать моряков и, таким образом, сбивать их с первоначального маршрута. Тогда моряки полагали, что песни русалок приведут их к кораблекрушению на коралловых рифах и скалистых береговых линиях. Они полагали, что фигурка обнаженной до пояса леди соблазнит богов и духов океана своей красотой, что позволит судну двигаться по курсу без какого-либо вреда для него. Точно так же британские корабли часто помещали фигуры одетых женщин на носовые части своих кораблей.

Они включали в себя резные фигурки королевских особ, таких как королева Виктория. Мифические существа свидетельствующие о происхождении судна - такие как драконы и огромные змеи, также использовались в дополнение к резьбе Матери Марии, Иисуса и апостолов. В более поздние периоды фигуры видных политических деятелей также выступали в качестве головных лиц как национальных, так и частных судов, полагая, что статуи могущественных политических лидеров принесут удачу и богатство.

Ограничения носовых фигур и снижение использования

Современные гальюнные фигуры

В течение столетия, охватывающего 1700-е и 1800-е годы, судовые фигуры были модным стилем, без которого ни один корабль не мог обойтись. Однако, несмотря на то, что большие фигуры на носах были одной из достопримечательностей кораблей, они затрудняли эксплуатацию судна. Фигуры, сделанные из дерева были тяжелые и значительно увеличивали веса судна, что приводило к значительным трудностям во время мореплавания. В то время как изначально вяз использовался в качестве средства для резьбы, в последние годы такие породы дерева, как тик, сосна и дуб, были предпочтительнее для уменьшения веса конечной деревянной скульптуры. Кроме того, эти деревянные резные фигурки также требовали огромных инвестиций, которые вызывали нежелательные затраты для владельца судна или оператора. Даже когда была попытка снизить стоимость у застройщика, капитаны и другие члены экипажа настаивали на возможности размещения фигур. Исторические документы утверждают, что давление со стороны капитанов исчезало с использованием носовой фигуры, а некоторые были готовы потратить даже из своего собственного кармана на подходящую носовую голову.

Позже, носовые фигуры кораблей, появившиеся в 18 веке, стали меньше и даже начали упраздняться примерно в 1800 году. Однако в более поздний период возвращение носовых фигур произошло, но со значительными изменениями в размере и цене. Между тем, внедрение и развитие недревесных судов также привело к снижению количества этих талисманов. Кроме того, поскольку новые суда были более обтекаемыми, не было места для размещения носовых фигур. Тем не менее, некоторые корабли оснащали эти талисманы во время Первой мировой войны, особенно немецкие и британские корабли, хотя к тому времени традиция уже начала угасать. Появление больших линкоров также привело к упразднению носовых фигур. Хотя меньшие суда Королевского флота продолжали нести фигуры, HMS Rodney был последним британским линкором, на котором была носовая фигура. Тем не менее, военные корабли все еще имеют знаки, которые представляют собой огромные таблички на надстройке с уникальным дизайном, связанным с названием или ролью корабля.

Судьба носовых фигур

Экспонаты носовых фигур в музее

Как говорилось ранее, популярность деревянных носовых фигур закончилась исчезновением деревянных судов. Преобразования в процессе кораблестроения, в конечном счете, положили начало сокращению судовых носовых фигур и заменили их элегантной архитектурой. Кроме того, новые формы украшений, введенные в 20-м веке, также заменили носовые фигуры на судах, отправив их для проживания в галереи и музеи. Этот переход начался в начале 90-х с введением двумерного искусства, что стало одной из значительных угроз для таких традиционных декораций. Тем не менее, рынок принял носовые фигуры в различных формах и в наши дни, поскольку потомки такого украшения представлены в виде мягких игрушечных животных, прикрепленных ко многим коммерческим транспортным средствам.

Королевский музей Гринвича - одно из таких мест, где есть коллекция носовых фигур, прослеживающая историю оформления кораблей с 17 по 20 века. По данным музея, в коллекции 93 фигуры и 111 пронумерованных предметов резьбы с королевских яхт Виктории и Альберта III. Кроме того, в музее насчитывается около 42 экспонатов различной декоративной корабельной резьбы, таких как доски для троп, доски для кормы, фигуры для кормы и другие.

В настоящее время эти фигуры находят очень ценное место в морских музеях и хранилищах, привлекая внимание морских энтузиастов, студентов-историков и других исследователей. Их место жизненно важно, потому что они помогают нам понять морскую историю и успех совершенно другой эпохи, о которой мы могли бы и не догадываться.



Добавить комментарий

Оставить комментарий